ХОЛДИНГ МЕГО - РЭСОВТ

тел.8(495) 983-0953, 8(495) 963-2351  


Главная

Ресепшн

мебель на заказ


Стоимость мебели

Ремонт мягкой мебели

Мебель из массива и шпона

шторы пошив

мебель на заказ

О компании

Контакты

сделать заказ

 

Вернуться с списку статей

 

 
 
 
 
 
 

2001-2017 г.

Статьи о мебели 

ДРУГИМ ПУТЕМ

«Легко избежать дурного вкуса, держа себя в рамках анемичного аскетизма и подавляя всякие выражения темперамента. Но хороший вкус в этом случае граничит с необыкновенным занудством».

Йозеф Франк

 

История дизайна могла бы пойти совсем другим путем, если бы в 30-е годы XX века властителями умов стали не создатели «Баухауза» Мис ван де Роэ, Вальтер Кропп и Ле Корбюзье, а их гораздо менее известный, но не менее талантливый современник Йозеф Франк. В отличие от многих своих коллег Йозеф Франк никак не хотел вписываться в прокрустово ложе нового индустриального способа производства и следовать диктату глобальных архитектурных течений. Он всегда был вне мейнстрима: меньше - не значит больше, считал он, минимализм - не панацея от отсутствия вкуса, а человек - не идеально встроенный в архитектуру винтик, а личность с правом на собственный, не похожий на других вкус и свое собственное, не похожее на других кресло.

Франк родился в обеспеченной еврейской семье в прекрасном городе Вене. Во времена его молодости Вена была одним из главных центров культурной жизни Европы. В кафе, куда после лекций в Венском технологическом университете ходил молодой студент, собирались Хоффман, Климт, Малер, Кокошка... После университета Йозеф отправился работать в Берлин; в архитектурной студии неподалеку в то же время пробовали силы его ровесники Ле Корбюзье и Мис ван де Роэ. По возвращении в родной город Франк, по примеру многих своих однокурсников, стал проектировать частные дома, а потом и целые жилые кварталы и параллельно создавать первые образцы мебели, которую продавал в открытом им вместе с Оскаром Стрэндом магазине «Haus und Garten». Параллельно Йозеф Франк начал строить виллы в Швеции, на родине своей жены. Модернисты - Ле Корбюзье, Вальтер Гропиус, Мис ван де Роэ - относились к Франку как к своему: в 1927 году его, единственного из шведских архитекторов, позвали на выставку немецкого «Веркбунда» в Кельне. Выставка была, что называется, программной: приглашенные архитекторы должны были продемонстрировать публике модель нового жилого пространства. Архитекторы не просто строили дома, они создавали модель нового мира - функциональную, стандартную, сделанную из новых материалов. Прошлое отрицалось - на эмблеме выставки был изображен перечеркнутый двумя красными линиями буржуазный интерьер... Франк, вопреки общей концепции, стандартной мебелью и чистыми стенами не ограничился: в его проекте нашлось место для подушек, мягких кресел и большого количества тканей. «Франк построил публичный дом!» -кричали бывшие соратники архитектора. Что же, в те суровые времена подушек было достаточно для такого обвинения. После выставки Франк стал считаться в архитектурных кругах то ли ретроградом, то ли маргиналом. Он выступал против универсального дизайна, отказа от традиций, доминирующей роли машин. Ему не нравились одинаковые стулья из металлических трубок, которые пропагандировал Ле Корбюзье, - он хотел, чтобы сиденья в его доме были разнообразными, насколько это возможно, и годились на все случаи жизни... По мнению Ле Корбюзье, пользователи новых домов нуждались в инструкциях, по мнению Франка - современный дом должен был быть таким же разнообразным, как люди, которые собирались в нем жить... Возможно, эта дискуссия имела бы продолжение, если бы не фашизм. В начале 1930-х еврейские архитекторы Вены лишились заказов, а после объединения Австрии и Германии и жизнь их оказалась под угрозой. Франку повезло больше, чем другим, - благодаря жене он смог перебраться в Стокгольм и получить шведское гражданство. В Швеции карьера Франка-архитектора закончилась - он так и не смог найти клиентов. Зато начался золотой век Йозефа Франка - дизайнера. Открытием своих дизайнерских талантов Франк был обязан Эстрид Эриксон - давней своей поклоннице, главе компании «Svenskt Term». Что бы Франк ни делал -мебель, светильники, вещи из металла или стекла, текстиль, - Эстрид все принимала с восторгом. Полная свобода - разве это не то, о чем мечтает каждый дизайнер? За годы, предшествующие Второй мировой, Франк придумал сотни вещей. В 1939 году сделанная им для шведского павильона всемирной выставки комната была признана «лучшим примером шведского модерна».

После оккупации Гитлером Норвегии и Дании в 1940 году супруги снова переехали - на этот раз в Соединенные Штаты. Жизнь на новом месте не сложилась: американцы были слишком заняты войной, чтобы думать о дизайне и приобретать красивые вещи. Но в Америке Франк нашел новый источник вдохновения - мексиканский фольклор. Буйные линии и энергия последних помогали ему справиться с «прямоугольным подходом» к дизайну, который все больше определял модернизм. А с несвободой, навязанной дому технологиями, он боролся с помощью разнообразия природы. «Каждому человеку, -писал он в 1954 году, - нужен определенный уровень сентиментальности, чтобы почувствовать себя свободным. То, что я предлагаю, - это не новые правила и формы, а вариативный подход к искусству. Без универсальных стилей, уравнивания промышленности и искусства, без той системы идей, которая стала известна как функционализм». После войны Франк вернулся в Швецию. Его новые модели были запущены в производство, в Европе его ждал коммерческий успех. В Национальном музее Стокгольма незадолго до его смерти прошла персональная выставка дизайнера. В 1980-е годы на волне постмодернизма идеи Франка вновь стали популярны... Тем не менее до настоящего признания Франку еще далеко. Но оно обязательно случится, когда рухнет последний стандартный дом и будет взят последний оплот минимализма.

Анна Маркова

 

ЦИТАТЫ

•   «Монохром утомляет: чем больше декора, тем более успокаивающим будет эффект».

•   «Комната, в которой человек может чувствовать себя комфортно, появляется случайно, никогда не будет закончена

и может вместить в себя все, что понадобится ее обитателям».

•   «Пуританские принципы и хороший интерьер несовместимы».

•   «Главная функция дома состоит не в том, чтобы быть эффективной машиной. Он должен обеспечивать хорошую атмосферу, комфорт и уют. Чтобы глаз мог отдохнуть, а мозг обновиться».

 

 

   

 


 
ТЕЛ. / ФАКС :   тел.  8(916) 291-63-66                            В контакте
 
E-MAIL :   info@mego-resoft.ru                              Copyright © 2001-2017 Студия Дизайна «МЕГО-РЭСОФТ»