ХОЛДИНГ МЕГО - РЭСОВТ

тел.8(495) 983-0953, 8(495) 963-2351  


Главная

Ресепшн

мебель на заказ


Стоимость мебели

Ремонт мягкой мебели

Мебель из массива и шпона

шторы пошив

мебель на заказ

О компании

Контакты

сделать заказ

 

Вернуться с списку статей

 

 
 
 
 
 
 

2001-2017 г.

Статьи о мебели 

Мебельный дизайн

 

На протяжении всего XX века и до сегодняшнего дня остается актуальным вопрос о применении архитектурно-декоративных средств в мебельном дизайне. Все еще идет спор - правомерно или неправомерно. Не будем вдаваться в этот спор. Попытаемся лишь восполнить все еще остающийся пробел - отсутствие четких определений и систематизации типично мебельных деталей архитектурного декора начав с основных, опорных его видов

В дизайне мебели архитектурный декор (АД) представляет собой исторически сложившуюся совокупность трехмерных форм, темы которых заимствованы из арсенала выразительных средств архитектуры. На базе этих тем в мебельном дизайне были выработаны, начиная с глубокой древности, художественные формы, ставшие важными элементами [деталями] композиции изделий мебели. Их можно разбить на три группы:

• основные  детали   АД  1-го   порядка, реально или образно выполняющие ту или иную конструктивную функцию;

• дополнительные    детали    АД    1-го порядка, которые не несут в изделиях   мебели   никакой   конструктивной функции;

• детали АД 2-го и 3-го порядков, представляющие    собой    соответственно фрагменты  и  элементы формы деталей 1-го порядка.

Исторически сложилось так, что арсенал средств архитектурного декора получил наиболее полное и широкое применение в изделиях корпусной мебели (в шкафах, комодах, тумбах и др.), а также в кроватях. В иных видах изделий мебели он используется в меньшем объеме и реже. В этом отношении не были исключением и те эпохи (Ренессанса, барокко и классицизма), когда архитектурный декор формировался и использовался в мебели особенно интенсивно.

ОСНОВНЫЕ ДЕТАЛИ АД

К основным деталям архитектурной тематики, которые в композиции изделий мебели следует рассматривать как детали 1-го порядка, относятся те, которые формируют архитектонику изделия, усиливают и обогащают восприятие его конструктивной структуры.

В изделиях мебели, как и в зданиях, все они выполняют реально или образно функции несущих, несомых или ограждающих (экранирующих) элементов конструкции.

Их применение сообщает изделию, его строению ясную логику, художественную выразительность.

По технологии изготовления основные детали АД делятся на подгруппы:

1. Изготовляемые как цельная деталь, которая   монтируется   в   конструкцию изделия   мебели   как  ее  особая   часть. Таковыми   являются:   колонна   (в   т.   ч. в составе колоннады), кариатида, атлант, арка  (в т.  ч.  в  составе  аркады),  свод, фронтон, консоль, кессоны. У них полнообъемная   форма,   по   скульптурной классификации   относящаяся   к   роду «круглых», доступных для  восприятия, по меньшей мере, тактильного, со всех или с большинства их сторон.

2. Отдельно изготовляемые накладные детали  АД, устанавливаемые тем  или иным способом на поверхности какой-либо   брусчатой,   дощатой,    щитовой и иной конструктивной детали предмета мебели, представляя собой рельеф на ее поверхности. К ним относятся полуколонна и пилястра, а также «ложные формы», имитирующие архитектурную отделку деталей мебели в виде антаблемента, отдельно взятых его частей (фриза, карниза), цоколя и арки.

Использование деталей накладного АД дает широкие возможности для их специализированного производства, в том числе с применением нетрадиционных материалов и технологий.

3. Элементы рельефной архитектурной отделки непосредственно конструктивной детали мебели в процессе ее изготовления. С помощью такой отделки на детали (щитовой, дощатой, брусковой) образуются: пилястра, ложная филенка, фриз (вертикальный или горизонтальный), арочная дверь, а также фигурно профилированные кромки.

В данной части статьи рассмотрим основные АД первой подгруппы, в том числе особенности их формы, область применения и роль в композиции изделия мебели.

АД ПОЛНООБЪЕМНОЙ ФОРМЫ

Колонна, ж. [от фр. colonne, f. - столб] в архитектуре и мебельном дизайне -вертикальная, круглая в сечении опора или стойка, один из несущих элементов стоечно-балочной конструкции. Колонны являются сильным средством архитектонической и пластической выразительности мебели. Их использование устраняет монотонность дверей, цоколя и карниза. Колонна имеет трехчастное строение, состоит из ствола [фуста], стоящего на базе и увенчанного капителью. Различаются колонны ордерные и произвольные. Первые решаются с более или менее точным применением одного из классических архитектурных ордеров - дорического, ионического коринфского, тосканского или композитного. Однако в дизайне мебели давно получила более широкое распространение произвольная трактовка колонны, однако с сохранением достаточно отчетливой ее трех-частности. К отступлениям от ордера относятся, например, придание фусту значительно более удлиненных пропорций и упрощение рисунка капители и профиля базы [ввиду меньших размеров мебели сравнительно со зданием]. Часто исключается энтазис - небольшое увеличение диаметра фуста примерно до трети его высоты с последующим ее уменьшением к капители. Используется витой фуст или он составляется по принципу «ассорти» из всяких точеных или резных элементов и т. п.

Колонны чаще применяются как детали, фланкирующие фасад одно-и двухдверного шкафа, комода, тумбы, настольной части стола-бюро. Они используются также как стойки у спинки кровати, кресла или стула, стойки для надкроватного балдахина, зеркала на туалетном столе и т. п. Как правило, они применяются в шкафах не менее чем двухъярусных, у которых нижний ярус служит для колонн цоколем. Встречаются также столы с ножками, уподобленными колоннам.

В тех случаях, когда плоскость, образуемая дверями или передними стенками ящиков, служит для колонн фоном, их перекрытие [антаблемент, фриз, карниз] и цоколь под ними получают соответствующую раскреповку [выступы].

Изготовляются колонны, как правило, из массива твердолиственной древесины точением и резьбой. Возможно также применение современных материалов. Колонны полностью или только их базы и капители могут подвергаться бронзированию, золочению, серебрению.

Колоннада, ж. [от фр. colonnade, f.] -фронт из несколько колонн на фасаде шкафа, состоящего из трех и более секций. Колонны располагаются на осях боковых стенок шкафа и его секций. Цоколем для них может служить поверхность верхней стенки нижней, более глубокой части шкафа, специальные выступы [раскреповка] этих частей или цоколя, а также консоли.

Кариатида, ж. [от др.-греч. каршибед) в архитектуре - вертикальная скульптурная опора в виде фигуры женщины, стоящей строго вертикально.

В мебели применяется преимущественно в различных столах в качестве одной - четырех опор: в моноподии - одной, в консольном столе - двух, в круглом - трех. В последнем случае может создаваться также одна центральная опора, представляя собой композицию из двух-трех женских фигур. У столов с четырьмя опорами в виде кариатид обычно делаются только две из них. В XVI11—XIX веках часто встречалась и корпусная мебель [шкафы книжные, бюро и др.] с кариатидами, заменяющими колонны и ножки. С начала XX века [период модерна] женским фигурам стали придавать и более свободные позы, особенно тем, которые служат опорами столиков.

Кариатида вырезается из массива твердолиственной древесины, для столов она может высекаться из мрамора или отливаться из бронзы и латуни, особенно в том случае, если поза изображаемой сложна.

Атлант, м. [от имени др.-греч. божества, титана Атланта] - почти полный аналог кариатиды, только изображает могучую фигуру мужчины, держащего груз на плечах. Отличие лишь в том, что атланты никогда не образуют групповых композиций.

Арка, ж. [от лат. arcus - лук, дуга, арка] в мебели - дугообразное оформление верха какого-либо свободного проема. Применима практически во всех видах мебели, кроме кутаной мягкой. Существует три основных способа установки арки в отделение шкафа или стеллажа:

1) арка вставляется в широкое [600-800 мм] бездверное отделение хранилища на глубину 6-10 мм, несколько закрывая верхнюю часть просвета. Ширина арочной дуги берется несколько меньшая, чем ширина проема, для того, чтобы обозначились «пяты» арки; последние остаются на весу, ставятся на колонны, помещаемые в передние углы отделения, или на консоли; возможен также вариант, примененный в образце кухонной мебели;

2) дуга арки и проем имеют одинаковую ширину: в этом случае арка остается без «пят»;

3) тот же способ 2, но арка, имея небольшие «пяты», опирается на боковую часть капителей колонн или пилястр, установленных на кромках вертикальных стенок шкафа [стеллажа].

В виде арки может оформляться также верхняя часть просветов между опорами стола. Ею могут соединяться и стойки спинки кровати. Арочный просвет может быть также между опорами спинки стула или скамьи.

Основные типы арки, применяемые в европейской мебели: полуциркульная (в половину окружности), лучковая [или сегментная, меньше чем в половину окружности], трехцентровая (половина овала и менее), эллиптическая (половина эллипса и менее). Кромка арки может профилироваться. Усиливает декоративность арки архивольт - обрамляющая ее дуга, которой сообщается тот или иной профиль.

Вырезается арка из доски, плиты столярной, или из композитного плитного материала, фанеры, а также гнется из массива древесины.

Использование темы арки придает мебели пластическую выразительность, устраняет ее монотонность, как по горизонтали, так и по вертикали.

Аркада, ж. (от фр. arcade, f.) в архитектуре - проем, оформленный в виде ряда одинаковых по форме и разили прямоугольные столбы. В мебели условно так называется непрерывный ряд арок в двух и более смежных отделениях шкафа, стеллажа, а также в просветах, имеющихся в конструкции других видов мебели.

Примером использования аркады служат большие итальянские столы, создававшиеся в эпоху Ренессанса; их столешницу поддерживали не только угловые ножки в виде колонн, но и аркадная колоннада, расположенная в подстолье по его продольной оси.

Фронтон, м. (фр. fronton, от лат. frontis-лоб, чело) в архитектуре - завершение (обычно треугольное, реже - полуциркульное и др.) фасада здания, портика. В мебели - аналогичное завершение на главном фасаде шкафа или одной-двух самых высоких секций большого шкафа, разделенных секциями, не имеющими фронтона. Значение фронтона в конструкции изделия в том, что он играет образную роль, вызывая ассоциацию с надежным верхним покрытие здания.

Как правило, фронтон отделен от лицевой поверхности шкафа карнизом и имеет собственный карниз. В мебели он, как и в архитектуре, получает различную форму. Основные варианты:

• треугольный,   с   высотой,   составляющей 1/3 - 1/4 часть от его основания; поле фронтона [тимпан] может украшать какая-либо деталь  накладного декора  (медальон,   розетта,   картуш, виньетка, маскарон, гирлянда с венком и др.);

полукруглый (см. Арка);

• лучковый (см. Арка);

• разорванный,   со   скатами,   концы которых   не   доходят   до   вершины; в  образующееся   между   ними   свободное   пространство   может   помещаться ваза, маскарон, герб и какое-либо   иное   рельефное   украшение;

• прерванный, с горизонтальными отрезками собственного карниза по бокам и расположенным над ними по центру еще одним отрезком  горизонтального карниза; пространство в пределах такой «пирамиды» обычно заполняется   композицией   на  орнаментальные и другие темы;

• скульптурный,    лишенный    всякого    собственного    карниза,    представляющий    собой    скульптурно-орнаментальную композицию пирамидального вида.

Изготовляется фронтон и все его детали из массива твердолиственной древесины. По-видимому, отчасти возможны и современные пластичные материалы с их обработкой в технике литья.

Консоль, ж. (фр. console, f.) в архитектуре - тип опоры или кронштейна. Применяется для подпорки какой-либо выступающей части сооружения, например, сильно выступающего карниза, балкона, стенного вертикального уступа, базы колонны и др. Профиль консоли имеет самую разнообразную форму. Иногда консоль декорируется на концах двумя завитками-волютами. При этом верхний завиток имеет больший радиус и закручивается в сторону стены,   нижний,   радиусом   меньший, закручивается в сторону от стены. В мебели консоль имеет то же назначение, что и в архитектуре, и самый разнообразный вид. Для установки колонны между отделениями шкафа консоль имеет преимущественно форму «свитка» с двумя волютами или профилированного параллелепипеда. В местах соединения брусковых горизонтальных деталей с вертикальными (например, в столах) чаще применяется треугольная ажурная консоль.

В зависимости от размеров и назначения может изготовляться из массива древесины и других заменяющих ее материалов, а также из пластмассы и металла.

Кессон, м. (фр. caisson, m. - ящик, ит. cassettone, m.) в архитектуре - одна из множества ячеек, квадратных, трапециевидных, многоугольных и округлых углублений в потолочном своде и стене внутри и снаружи здания, на внутренней поверхности арки. Такие ячеистые поверхности называют кессонированными.   Они   являются   при-

знаком ячеисто-каркасной структуры постройки или имитируют таковую. Кессон имеет прямоугольную или профилированную кромку, порой окаймляется профилированной или узорчатой рамкой. Поле кессона может быть украшено целиком или по центру каким-либо плоским или рельефным декором. В русском архитектурном лексиконе настенный кессон принято называть ширинкой.

В мебели формами, внешне вполне аналогичными кессонам, являются филенки дверей, боковых стенок шкафа, передних стенок выдвижных ящиков и т. п., хотя в конструктивном отношении они иные. Но с эстетической точки зрения, как и кессоны в архитектуре, они устраняют монотонную безликость и, в общем-то, дешевизну, свойственную изделиям с гладкими поверхностями.

Свод в архитектуре - перекрывающая помещение и здание конструкция, имеющая выпуклую криволинейную поверхность. В мебели - изогнутая по возвышающейся дуге верхняя стенка однодверного шкафа, а также отделения в секционном шкафе. Возможны своды, которые, аналогично аркам, имеют в поперечном сечении половину и несколько меньше от окружности, овала, эллипса. Данная архитектурная тема применима в конструкции шкафа, стеллажа и этажерки любого бытового назначения.

Для изготовления свода пригодны разные материалы: натуральная древесина, гнутая с применением пластификации, гнутые композитные плиты, гнутоклееная фанера, пластик, металл, металлическая, ротанговая и иная сетка в сочетании с какой-либо жесткой арочной конструкцией.

Детали архитектурного декора, в особенности рассмотренные, основные, являются признаками весьма дорогостоящей мебели. В настоящее время и в перспективе спрос на такую мебель есть и, вероятно, будет расти. Вместе с тем, имеются возможности для снижения стоимости этих деталей, по крайней мере, в какой-то части модельного ассортимента. Это может делаться в двух направлениях. Одно из них -отбор деталей с наиболее технологичными формами, другое - применение в их изготовлении наименее затратных материалов и технологий, в том числе пока еще не известных.

 Евгений Щедрин

Журнал Фабрика мебели
 

   

 


 
ТЕЛ. / ФАКС :   тел.  8(916) 291-63-66                            В контакте
 
E-MAIL :   info@mego-resoft.ru                              Copyright © 2001-2017 Студия Дизайна «МЕГО-РЭСОФТ»