ХОЛДИНГ МЕГО - РЭСОВТ

тел.8(495) 983-0953, 8(495) 963-2351  


Главная

Ресепшн

мебель на заказ


Стоимость мебели

Ремонт мягкой мебели

Мебель из массива и шпона

шторы пошив

мебель на заказ

О компании

Контакты

сделать заказ

 

Вернуться с списку статей

 

 
 
 
 
 
 

2001-2017 г.

Статьи о мебели 

Из глубины веков...

Невозможно, да и, наверное, неправильно продумывать и создавать, конструировать окружающее нас жизненное пространство, опираясь только на настоящее. Знания новейших технологий и разработок, тенденций дизайна, безусловно, важны и нужны, однако никто не возьмётся спорить с утверждением об огромном значении исторической информации. Кроме того, почитать о жизни и быте эпохи средневековья просто интересно. Ведь многие наши фантазии и мечты очень часто переплетаются именно с событиями именно этой эпохи.

В воображении современного человека, воспитанного на романах и живописи эпохи Возрождения, при упоминании средневекового замка возникают картины изысканности и поэтичности, которые при соприкосновении с исторической реальностью моментально рассыпаются в прах. И дело вовсе не в том, что феодалы были бедны. Роскошные одежды сеньоров, драгоценные уборы, ткани и ковры - все говорило о достатке. Но эти люди жили во времена войн и грабежей, поэтому все их атрибуты богатства складывались в сундуки, упаковывались и прятались, для спасения от врагов или от пожаров при первой же тревоге.

Весь уклад жизни Европы раннего средневековья не способствовал возникновению благоустроенного жилища, и понятие "мебель" в современном значении слова тогда еще не существовало.

Как правило, замки на заре средневековья обносились деревянной, но чаще каменной стеной, и на огороженном пространстве вперемежку с хозяйственными постройками ютились помещения и для дружины сеньора. Замок представлял собой тесную башню-донжон, с низкой сводчатой общей залой, с толстыми стенами, с узкими щелевидными окнами без стекол, полом из каменных плит. Единственный очаг помещался в центре залы, и дым из него уходил через отверстие, проделанное в крыше.

Только в XII-XIII вв., с опытом, накопленным столетиями, очаг переместился к стене. Он был снабжен колпаком, вытягивающим дым в широкую, не закрывающуюся трубу. Над огромными пылающими, как в костре, поленьями варилась пища и жарились огромные туши. К ночи слуги присыпали золой тлеющие угли, чтобы сохранить остатки тепла в жилище.

Кровати для сеньора и его семьи устраивались на высоких деревянных приступках в каменных нишах, представляющих собой маленькие тесные боковые помещения с задергивающимися занавесками, которые предохраняли спящих от ночного холода и сквозняков.

Во время трапезы обитатели жилища сидели на скамьях, на грубо обтесанных чурбанах или просто на опрокинутых ветвистых обрубках деревьев. По-видимому, эти самые обрубки и явились предшественниками широко распространившегося впоследствии трехногого стула.

В русском, как и в некоторых других европейских языках, сохранилось выражение "ставить столы". В древних жилищах их действительно ставили - на козлы накладывались щиты из сколоченных досок, которые по окончании трапезы или пиршества убирали в небольшие помещения - чуланы. Роскошь убранства создавалась дорогими скатертями, которыми обязательно драпировались столы. Во главе стола восседал только сеньор. Дружинники, не расстававшиеся с оружием даже во время застолья, рассаживались по боковым сторонам столов. Огромные куски мяса они отрезали охотничьими ножами, а кости бросали шнырявшим рядом собакам.

При торжественных церемониях и приемах для сеньора ставилось парадное седалище. Как правило, это было некоторое подобие византийского трона, собранного из брусков, украшенных пластинками слоновой кости или камнями-самоцветами. Но чаще всего оно представляло собою род кресла из сложноточёных балясин, с высокой спинкой, локотниками и проножками - перекладинами, соединяющими для прочности ножки мебели. При их изготовлении применялась токарная техника, известная еще в Древнем Риме (об этом свидетельствовали неоднократно найденные при раскопках бронзовые изделия, повторяющие формы несохранившейся римской деревянной мебели).

Подобные предметы, воспроизводящие приемы и формы, созданные античной культурой, стоили дорого, были немногочисленны и обычно сопровождали сеньоров походах.

К сожалению, технические и художественные достижения, не находя широкого применения, постепенно терялись, умение создавать пропадало. Судить об этих вещах мы можем только по миниатюрной и иконной живописи, а образцов такой мебели не сохранилось.

Из античной мебели продолжала жить в веках и распространяться лишь одна форма, предназначенная для сиденья - складное кресло. Например, в Греции этот стул "потреблялся в быту и именовался "дифрос окладиос". Стулья этого типа были складными с перекрещивающимися под сиденьем ножками. А в Древнем Риме кресло подобного образца носило название "sedia curulis" - курульное кресло. Оно было предназначено только для консулов, преторов, эдилов и других должностных лиц курулов. Кресло изготавливалось только из бронзы и по римскому обычаю следовало повсюду за его обладателем. Считалось, что только сидя на нём возможно творить суд и расправу. По-видимому, эта традиция была принята и продлена средневековыми феодалами. Курульное кресло представляло собой складное сиденье без спинки, в форме буквы "X". Именно легкость его переноски объясняет, почему это кресло не было забыто, пережило средневековье, стало популярным не только при официальных приемах, но и в жилищах знати.

Первоначально же в жилищах сеньоров стояли деревянные кресла, изготовленные из простых досок, рубленных топором, что вполне объяснялось тем, что в то далекое время центральная Европа была регионом богатым лесом. Кроме скамей и столов, из досок сколачивались многочисленные сундуки, которые являлись предметами первой необходимости. В них хранилось имущество семейства сеньора, но помимо этого, расставленные вдоль стен, они успешно заменяли скамьи. Кстати, подобные, весьма примитивной вязки, сундуки в малом количестве дошли до наших дней.

Те немногочисленные представления о мебели раннего средневековья мы имеем сегодня благодаря тому, что церкви и монастыри в то время были ограждены от случайностей войн в большей степени, чем сельские поселения, города и замки, и в силу этого располагали более опытными мастерами. В их ризницах сохранилось небольшое количество простейших дощатых шкафов XII - XIII вв., которые использовались в нишах жилищ сеньоров.

Внутреннее убранство жилища феодала, сеньора или просто богатого горожанина приобретает более благоустроенный вид примерно к XIV веку в связи с ликвидацией феодальной раздробленности и укреплением городов, когда ремесленное производство стало развиваться ускоренными темпами.

Например, около 1320 года, в Германии была изобретена двуручная пила. Это крупное для своего времени новшество давало возможность получать вместо толстых досок, тесанных из бревен, более тонкие, пиленые. К началу XV века почти все европейские замки были оснащены такими сундуками, которые по-прежнему являлись неотъемлемой частью обстановки. Конструкция их со временем совершенствовалась, и в течение одного столетия были выработаны все те приемы ящичной вязки, которые в дальнейшем легли в основу многочисленных и сложных мебельных форм.

Простейшая ящичная вязка заключалась в том, что толстые прямоугольные доски, соединенные под прямым углом, сбивались деревянными гвоздями (нагелями). Крышка прикреплялась массивными, наложенными сверху, железными петлями. Но, например, в Германии, Франции и на севере Италии доски для прочности часто скреплялись металлическими накладками. Позже применялись более совершенные крепления: в досках делались вырезки, плотно входящие друг в друга, первоначально прямолинейные, т.е. на прямой шип, а затем с расширением к краю доски на так называемый "ласточкин хвост".

Таким образом, первые жилища - замки господ - к этому времени имеют вполне цивилизованную обстановку. Необходимо отметить и тот факт, что в течение того же XV века в технике мебельного дела был сделан еще один решающий шаг. Получила повсеместное распространение система соединения досок, которая открыла мастерам неисчерпаемые возможности на сотни лет вперед. В основе любой столярной работы лежала рамочно-филеночная вязка, суть которой заключалась не только в значительной экономии материала и обеспечении его высокой прочности, но и в том, что эта новая конструкция противостояла влаге и ударам. Овладение рамочно-филеночной вязкой, наряду с изобретением пилы, стало в мебельном производстве поистине революционным открытием и создало условия для образования множества мебельных форм, которые постепенно заполняли жилища господ - шкафов, комодов, поставцов, бюро, секретеров и др.

Начиная с XV века, можно достоверно представить довольно точную картину внутреннего вида богатого жилья итальянцев, французов, немцев со всеми национальными особенностями, именно благодаря документам, хранящимся в наших музеях.

Постоянная борьба мировоззрений, развитие гуманизма, нового стиля в литературе и искусстве, стремление к познанию мира, утверждение силы человеческого разума и духовной красоты человека, а также наследие античного искусства - все это лежало в основе развития жилища человека и его обустройстве, сохраняя при этом национальные особенности жизни того или иного народа.

Использованы материалы журнала "Мебель от производителя". У нас Вы найдете современную офисную мебель

 
 

   

 


 
ТЕЛ. / ФАКС :   тел.  8(916) 291-63-66                            В контакте
 
E-MAIL :   info@mego-resoft.ru                              Copyright © 2001-2017 Студия Дизайна «МЕГО-РЭСОФТ»